Понедельник, 31 августа 2020 20:49

Экспозиция Юрия Воронова

Инициаторами создания музея имени Ю.П. Воронова стали Городское общество блокадников и коллектив школы № 189. Помощь в оформлении экспозиции оказал Университет культуры и искусств.

Юрий Воронов прожил всего 64 года. Но многое успел: редактировал ленинградскую газету «Смена», «Комсомольскую правду», работал собственным корреспондентом «Правды» в Германии, был редактором «Литературной газеты», журналов «Октябрь» и «Знамя»...
Но главное, он оставил книги своих стихов - «Блокада», «Память», «Улица Росси», «Долгое эхо»...

Он начал писать стихи в самую трудную пору блокады - в 1942 году. Тринадцатилетний подросток, переживший потерю близких, рано повзрослевший, облек в поэтические строки то, что ему довелось пережить. Его короткие по форме пронзительные стихи воспринимаются как летопись блокады, хроника жизни осажденного города. Вот он стоит в очереди за хлебом. Идет с санками за водой на Неву, ждет, пока вода в ведре подмерзнет, чтобы не расплескать ее по дороге. Вот хоронит друга; везет на кладбище брата и сестру, погибших при бомбежке...

Его стихи потрясают своей правдивостью:

Над ним - оркестры не рыдали,
Салют прощальный не гремел,
А так как досок не достали,
Он даже гроба не имел...

***
Какая длинная зима,
Как время медленно крадется!
В ночи
Ни люди, ни дома
Не знают,
Кто из них проснется...

Юрия Воронова вспоминают его друзья и коллеги, блокадники. Он сказал свое слово и в жизни, и в поэзии. Тому свидетельство - государственная премия Российской Федерации за небольшую книгу стихов «Блокада». «Маленькая книга большого звучания», - сказал о ней Николай Тихонов.
Сегодня стихи Воронова читают, на разных языках мира, и есть все основания думать, что по ним люди знакомятся с ленинградской блокадой, узнают о том, что пережили жители города в те 900 кошмарных дней.
Зоя Федорова

"Подросток блокадный в школу вернулся свою …"

С этой фразы хочется начать наш репортаж из блокадных девятисот дней, правда, номер школы сохранился, а здание - нет. Я беседовала с людьми, лично знавшими Юрия Воронова, замечательного поэта блокадного Ленинграда.
В одном из классов, где чаще всего проводятся уроки литературы, в феврале этого года появилась новая, по-музейному оформленная выставка, посвященная некоторым страницам жизни и творчества подлинного певца блокадного мужества Юрия Петровича Воронова (1929-1993). Даже те, кто никогда, не читал его книг, а также его стихов в журналах и газетах, наверняка знакомы с такими его строками: «Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта...», а также с другим знаменитым его изречением: «О, камни! Будьте стойкими как люди!..» Это, второе, высказывание выбито на граните монумента героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
Идея создания школьного музея принадлежала Обществу жителей блокадного Ленинграда и педагогам школы №189.
Музей только начинает свою жизнь, экспонаты постоянно пополняются, идет уточнение различных фактов жизни и творчества. В настоящее время на стене школьного класса - пять музейных щитов, оформленных со вкусом и любовью. Особенно хочется отметить оригинальное и по-своему уникальное художественное решение каждого из щитов: гравюры друга и постоянного иллюстратора книг и публикаций в периодике Юрия Петровича прекрасного художника-графика Андрея Ушина оформлены как... кинокадры! И это не удивляет и вовсе не вызывает возражения. Ушинские гравюры столь же подлинный документ блокады, как кинокадры блокадной хроники и фотоснимки блокадной поры.

В этой экспозиции прослеживаются основные вехи судьбы Юрия Петровича. Вот он в возрасте четырех лет - забавный озорной ленинградский мальчишка. Вот его школьный табель о переводе из пятого в шестой класс, а вот фотографии школьных лет не сохранились. И это не случайно: блокадным школьникам было не до фотоснимков! Зато остались стихи - и те, которые он написал в возрасте 14-15 лет, и те, которые появились уже в возрасте творческой и человеческой зрелости.

Это стихи о маленькой девочке, убитой осколком бомбы. Это стихи о школьном уроке, на котором уснула и не проснулась одноклассница Юры. Это восхитительная баллада о госпитальной дружбе блокадных подростов, лежавших в палате во Дворце пионеров (ныне в этих стенах звучат задорные голоса, слышится смех, идут занятия кружков и студий, а в стенах музея истории Дворца пионеров, как мне удалось узнать, были перевязочная и процедурная). Наверняка блокадный подросток Юрий Воронов, когда смог ходить, сам открывал эту старинную тяжелую дверь...

Выставка продолжается студенческими годами. Мне, как студентке журфака, было особенно интересно взглянуть в лица тех, кто поступил на отделение журналистики, учрежденное в первые послевоенные годы. Одеты все более чем скромно, однотонно, чисто внешне нельзя не отметить следы войны и блокады: войны - у фронтовиков, которых тогда среди и преподавателей, и студентов на нашем факультете было немало, и блокады -у недавних школьников, таких, каким был Юрий Воронов. Фотоснимки запечатлели однокур-сников в аудитории филфака, на стройках, в соседних колхозах.

К сожалению, специального стенда, посвященного разнообразной и весьма ответственной журналистской деятельности Воронова, нет: тому немало причин. Поисковая работа продолжается и, может быть, какие-то редкие снимки еще обнаружатся. Зато очень удался стенд, посвященный литературной дружбе Воронова и его встречам со знаменитыми сов-ременниками. Среди них поэты: Н. Тихонов, Р. Гамзатов, К. Симонов и лидер Кубы Фидель Кастро. Юрий Петрович поездил на своем веку немало, больше всего по Европе и, конечно же, по Германской Демократической республике, где он работал долгое время собкором газеты «Правда». И все же стихов о зарубежных поездках у него почти нет, исключение из этого правила-стихотворения «Певица» и «Деревья», первое - о Франции, второе - о Голландии. Но каждый день, можно сказать, каждый час Юрий Воронов думал с нежностью о городе на Неве. Даже в далекой Голландии он писал не столько о красотах чужой страны, сколько о деревьях в садах и парках Ленинграда, которые жители блокадного города смогли сберечь, а не пустить на растопку, когда во время войны, как узнал Воронов в Голландии, голландцы повырубили почти все зеленые насаждения.

Завершает эту небольшую музейную экспозицию щит, посвященный удивительному спектаклю в театре Ленинского комсомола (ныне - «Балтийский дом»). Это был не драматический спектакль, а своеобразная поэтическая сценическая композиция, навеянная строкой из стихотворении Вороном «Такая длинная зима». Редкие фотоснимки премьеры 2 февраля 1984 года. Можно было смело сказать, что эти фотографии принадлежат и истории литературы и истории театра.Музей в школе, что называется, прижился: о нем знают школьники и их родители, как мне рассказывали, подготовлены и экс¬курсоводов из числа ребят 9-х и 10-х классов. О музее узнали друзья Юрия Петрвича Воронова: композитор Леонид Назаров, давший музыкальную жизнь многим его стихотворениям, сестра студенческого друга Юрия Петровича Светлана Михайловна Верпаховская, которая помнила Воронова еще студентом-первокурсником, редактор книги Юрия Петровича «Блокада», вышедшей в свет в издательстве «Лениздат», Николай Сотников. Музей... Он еще очень маленький, но вокруг этой школы - те городские места, которые больше всего любил Юрий Воронов: Летний сад, Марсово поле, Литейный проспект, неповторимые в своей красе улицы и переулки, о которых он ни на минуту не забывал, и о встречах с которыми мечтал всюду и всегда.

Марина Яичкина

Последнее изменение Четверг, 19 ноября 2020 16:16
Администратор

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Другие материалы в этой категории: Морское дело »